Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура разъясняет!
Наш сайт "переехал" на новый адрес!
Уважаемые посетители!
Сообщаем Вам, что начал работу новый официальный сайт администрации муниципального образования "Тереньгульский район". Всю актуальную информацию вы найдете по ссылке: https://terenga.gosuslugi.ru/ . Приносим свои извинения за возможные неудобства.
«Возрождение лесов и повышение осведомлённости об их значимости» (статья приурочена к Международному дню лесов, который был основан Генеральной Ассамблей ООН в 1971 году и с тех пор отмечается ежегодно 21 марта).
Леса в нашей стране - один из важнейших возобновляемых природных ресурсов, составляют более четверти мировых запасов древесной биомассы и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции.
Лесохозяйственная деятельность на протяжении веков составляла основу экономического уклада многих народов и народностей, населяющих современную Россию. В связи с этим вопросы, связанные с использованием лесов, в том числе, гражданами, пребывания в лесу для отдыха, заготовки и сбора ягод и грибов, издавна становились предметом особо тщательного нормативно-правового регулирования.
В ч. 1 ст. 11 Лесного кодекса РФ (далее – ЛК РФ) установлено, что граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
Следует отметить, что указанное право граждан не является абсолютным.
Так, пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной и санитарной безопасности в лесах, безопасности граждан при выполнении различных работ в лесу. Более того, граждане обязаны соблюдать правила пожарной и санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
В ч. 3 ст. 11 ЛК РФ установлен запрет для граждан осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу РФ, красные книги субъектов РФ, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами.
Часть 4 ст. 11 ЛК РФ предусматривает возможность введения запрета или ограничения пребывания граждан в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.
Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (ч. 7 ст. 11 ЛК РФ).
В ч. 8 ст. 11 ЛК РФ содержится норма, устанавливающая некоторые гарантии обеспечения общедоступности лесов. По общему правилу лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов. Однако в отдельных случаях, предусмотренных ЛК РФ, предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки, могут быть огорожены.
Законодательство в лесной сфере предоставляет возможность участия активных граждан, наряду с государственными органами, участвовать в борьбе с незаконными рубками, лесными пожарами и другими нарушениями в лесной сфере. Изменения в 2016 году в федеральный закон «Об охране окружающей среды» позволяют сформировать институт общественных инспекторов.
Вопросы повышения гражданской активности, в том числе в лесной сфере, приобретают особую значимость в свете объявления Президентом Российской Федерации 2018 год в России годом добровольца (волонтера).
Надзор за исполнением законодательства о лесопользовании, пожарной безопасности в лесах является одним из приоритетных направлений деятельности Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры.
В 2017 году Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой проводилась последовательная работа по укреплению экологического правопорядка и защите конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Выявлено 1,7 тыс. нарушений законов в сфере исполнения лесного законодательства, с целью устранения которых внесено свыше 1000 актов прокурорского реагирования. По мерам прокурорского реагирования к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 513 лиц, возбуждено 61 уголовное дело.
Работа на данном направлении продолжается.
Прокурор отдела Д.О. Одиноченко