О соблюдении земельного законодательства
Наш сайт "переехал" на новый адрес!
Уважаемые посетители!
Сообщаем Вам, что начал работу новый официальный сайт администрации муниципального образования "Тереньгульский район". Всю актуальную информацию вы найдете по ссылке: https://terenga.gosuslugi.ru/ . Приносим свои извинения за возможные неудобства.
Земля в современной России все больше и больше становится предметом гражданско-правовых отношений, активнее участвует в экономическом обороте, оставаясь при этом невосполнимым природным ресурсом, средством производства и единственным местом обитания человека. Грамотное использование земли – залог будущего планеты. Сохранение и восстановление естественных свойств земли – необходимый элемент управления земельными ресурсами.
Контроль, как правило, ассоциируется с властью, понуждением и целью «поймать», «заставить». Такое представление о контроле уводит в сторону от его главного содержания.
Государственный земельный надзор - это обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, предпринимателями, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.
Государственный земельный надзор осуществляют специально уполномоченные государственные органы в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Целью государственного земельного надзора является как сохранение земли как природного ресурса, основы жизни и деятельности граждан, так и обеспечение и защита гражданско-правовых прав и свобод в сфере земельных отношений.
2 января 2015 г. Правительством Российской Федерации принято постановление № 1, утвердившее новое Положение о государственном земельном надзоре. Положением предусмотрено, что государственный земельный надзор осуществляется тремя государственными органами: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Основное отличие нового положения от ранее действовавшего разграничение компетенции органов не по отраслевому принципу (т.е. в зависимости от принадлежности проверяемого земельного участка к той или иной категории земель), а по направленности деятельности этих органов.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:
- требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;
- требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;
- требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
- требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;
- требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
- требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
- требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Надзор за земельными участками как объектами гражданских прав — исключительная сфера деятельности Росреестра. Это контроль за правовой составляющей использования земельных участков как объектов права и недвижимого имущества, в том числе с учетом установленных обязательств и ограничений по их использованию, к которым, в частности, относятся правовой режим земель (устанавливаемый исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования) и использование участков в отведенных границах.
Надзор осуществляется в форме плановых проверок, проводимых в соответствии с утверждаемыми планами, внеплановых проверок и административных обследований.
Внеплановые проверки проводятся для контроля за исполнением предписаний об устранении ранее выявленных нарушений, а также в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения требований законодательства Российской Федерации.
Административное обследование - исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), информации, полученной по результатам визуального осмотра. Административное обследование проводится дистанционно, без взаимодействия с лицами, использующими земельные участки.
Правовой основой проведения государственного земельного надзора являются: Конституция РФ, Земельный кодекс РФ, как наиболее широко регламентируемый все грани земельных правоотношений, Гражданский кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, а также Постановления Правительства РФ и ведомственные нормативно-правовые акты.
Конституция РФ занимает центральное место среди них. Ее нормы составляют основу источников земельного права и являются отправной юридической базой для определения основных направлений развития всего земельного законодательства.
В Земельном кодексе РФ контролю за соблюдением земельного законодательства, охране и использованию земель посвящена XII глава, где четко определены уровни проведения земельного контроля:
Статья 71 посвящена государственному земельному надзору.
Статья 72 рассматривает муниципальный и общественный контроль.
В Земельном кодексе РФ ответственность за правонарушения в области охраны и использования земли согласно статьям 74-76 подразделяется на административную, уголовную, дисциплинарную, гражданскую (в части возмещение вреда, причинённого земельными правонарушениями).
Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную ответственность в порядке, установленном законодательством по следующим статьям КоАП РФ.
Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
Статья 19.4. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль.
Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль.
Статья 20.25. Уклонение от исполнения административного наказания.
В соответствии со статьей 7.1.КоАП за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статей 8.8. КоАП за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В связи с вышеизложенным рекомендуем всем собственникам, пользователям, арендаторам соблюдать земельное законодательство, не дожидаясь прихода государственного инспектора по использованию и охране земель, еще раз просмотреть свои документы на земельные участки, проанализировать их содержание.