Об ответственности за совершение коррупционных преступлений в образовательных организациях
Наш сайт "переехал" на новый адрес!
Уважаемые посетители!
Сообщаем Вам, что начал работу новый официальный сайт администрации муниципального образования "Тереньгульский район". Всю актуальную информацию вы найдете по ссылке: https://terenga.gosuslugi.ru/ . Приносим свои извинения за возможные неудобства.
Статьей 290 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Таким образом, к ответственности за получение взятки может быть привлечено только должностное лицо.
Федеральный закон № 273-ФЗ определяет педагогического работника как физическое лицо, состоящее в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняющее обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (п. 21 ст. 2). Педагогические работники – участники образовательных отношений, т.е. отношений по реализации прав граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (п. 30, 31 ст. 2).
Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.
Таким образом, если преподаватель наделен указанными полномочиями и от реализации этих полномочий зависит правовое положение обучающихся (например, при приеме лиц на обучение, проведении промежуточной или итоговой аттестации обучающихся и др.), он будет считаться должностным лицом, ответственным за соблюдение прав и свобод граждан в области образования. Следовательно, преподаватель при получении взятки за совершение действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц при выполнении им трудовых функций – внесении нужных оценок в ведомость успеваемости или зачетную книжку, зачета не выполненных фактически учебных работ, назаконного назначения повышенной стипендии, выдачи документов на проживание в общежитии и др. – совершает преступление, предусмотренное ст. 290 УК РФ, и должен быть привлечен к уголовной ответственности, предусмотренной данной статьей.
При этом студент или иное лицо, дающее взятку, несет ответственность в соответствии со ст. 291 УК РФ, но может быть освобождено от уголовной ответственности при активном способствовании раскрытию и (или) расследованию преступления, а также в случае, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо если после совершения преступления взяткодатель добровольно сообщил в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.